Мы все замечаем, насколько быстро меняется мир. Современная школа не отвечает новым вызовам современного мира. Сейчас совсем иные требования к квалификации специалистов. Пригодится ли весь объем знаний, который дается в школе – вызывает сомнения не только у родителей. Соответственно меняются требования к подготовке к школе.
Все чаще слышим вопрос — дошкольник должен или не должен уметь читать. Есть три варианта.
Первое. Сегодня требования школы к подготовке дошкольника таковы, что всё чаще берут в школу детей, которые умеют читать. Это нормально, есть передовые, инновационные, элитные школы, они работают на свой результат. Это тема другой статьи, поэтому на этом не будем останавливаться. Даже в обычных школах при наборе детей в школах, как правило, детей делят на читающих и не читающих. И это также нормально, такое деление поможет лучше организовать учебный процесс относительно подготовленности детей. Читающие дети сразу попадают в продвинутый класс, у них другая программа и темп его продвижения иной, чем в обычном классе.
Второе. Родители сами предполагают, что было бы лучше, если ребенок пошел бы в школу уже читающим. Все в школе базируется на чтении, ребенку будет легче в школе. Верная позиция относительно понимания роли чтения в школе. Когда ребенок учится читать, как правило, у него развита речь, он активен на уроке, ему все легко и с интересом дается на уроке. Самое главное, при таком подходе ребенок попадает в разряд способных детей для учителя и становится опорой для него. Скорее всего ребенок будет учится на хорошо и отлично.
Третье. Не обязательно, чтобы ребенок умел читать. Если в школе, в которую поступает ребенок в 1 класс требований нет, то не обязательно уметь читать. Если ребенок самостоятелен, любознателен, развиты исполнительские функции, то у него все получится, он научится читать в школе.
И все-таки, как узнать готов ли ребенок к школе? Готовность определяется следующими характеристиками: когнитивные (интеллектуальные), личностные, предметные.
Какие качества важны из сферы интеллектуальных способностей ребенка. Высокая концентрация внимания, что поможет слушать и слышать учителя, выполнять задания на протяжении 15-20 минут. Достаточный объем памяти, чтобы ребенок запоминал все, что делается на уроке и мог легко выполнить самостоятельно домашнее задание. Развита крупная и мелкая моторика. Развитая речь, чтобы умел четко отвечать на вопросы учителя.
Главными параметрами готовности ребенка к школе являются личностные характеристики. Необходимое качество уметь коммуницировать с другими детьми и с учителем, способен договариваться и учитывать интересы других людей, владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Очень важно, чтобы ребенок был самостоятелен. Умел готовить свой портфель, знал, что ему понадобиться. Выполнял домашнее задание самостоятельно и это должно быть с первого дня.
То, что должен знать ребенок до школы, предметные области знаний определены Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Ребенок на этапе завершения дошкольного образования «обладает начальными знаниями о себе, о природе, владеет элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.».
Однако, помните, что в стандарте сформулировано минимальное требования, на простом языке «для середнячка». Безусловно, всем родителям хотелось бы, чтобы его ребенок по уровню, конечно, был выше «середнячка». В любом случае нам педагогам всегда бывает видно подготовлен ребенок к школе или нет.
Порыв родителей подготовить, чтобы было легче, расцениваем как верный путь. Только родитель может знать, что надо малышу, в какой сфере хотелось бы его развивать.
Успехов вам!
С уважением, к родителям и детям, Лариса Викторовна.