fbpx

Современный подход в обучении дошкольников

Множество мнений общества, ученых, педагоги-практиков, родителей существует в мире, и говорить о современном подходе сложно. Поскольку обучение многостороннее явление, мы будем опираться в данном случае на исследования Б.С. Гершунского, о четырех аспектах рассмотрения образования. Образование – это ценность, процесс, результат и система.

Кто такой современный дошкольник?

В какой среде растет ребенок? Буквально с младенчества, когда родители замечают, что его глаз останавливается на рекламе, его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора и интернета.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию и читать. В своей речи они не могут связывать слова, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Ученые предупреждают, что снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, это означает, чтодети не играют обычным способом: в куклы, в машинку, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка,а также его воли и произвольности.

Острой проблемой является неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что приводит к несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника – является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными.

Однако, увеличивается категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Итак, времена изменились, требования в школе другие, уже в недалеком в будущем требуются специалисты, которые за короткое время, переработав всю актуальную информацию, могут выдать несколько вариантов решений вопроса. Это все в рамках получения навыков еще в общеобразовательной школе.

Сегодня известны методики формирования таких навыков, которые позволяют удержать информацию, мгновенно восполнять недостающую. Все это связано с развитием интеллектуальных способностей ребенка.

Психологи убеждены, что самым сензитивным возрастом для этого является именно дошкольный возраст. Многие экономически продвинутые страны вкладывают достаточно средств, привлекая квалифицированных специалистов именно для дошкольного возраста. Тем самым взращивая и используя человеческий потенциал как ресурс, капитал для развития своего государства.

Отсюда, самой важной составляющей в обучении дошкольника является развитие интеллектуальной сферы, быстрое восприятие новой информации, воспроизведение её с первого предъявления, скоростное мышление.

Однако, непреходящими составляющими процесса обучения являются три компонента.

Во-первых, участники процесса. У дошкольников два варианта, из того, кто будет участником процесса. Первый вариант, он же главный – в обучении принимают участие ребенок и родители. Второй – кого из педагогов включить в эту систему, решает и выбирает родитель. Если ваш ребенок ходит в государственное учреждение, где 25-30 детей, рассматривать и надеется не стоит. Ответ очевиден, если рассматривать пример. Вы остаетесь на 6-7 часов с десятью дошкольниками и вам надо накормить, спать уложить, сходить на прогулку. Можно с ума сойти!Поэтому в государственный детский сад дети идут не за тем, чтобы получить какие навыки и знания, а для того, чтобы родители занимались «важными» делами.

Во вторых. Нужно четкое понимание для чего обучать дошкольника.

Что важно знать:

— сколько времени занимаетесь с ребенком. Имеется в виду не просто проводить время, а заниматься (активные двигательные игры, занимательные игры, чтение сказок, рисование, лепка и т.д.). Если совокупное время составляет более 2 часов в день достаточно. Если хотите большего 3-4 часа. Правило: не навредить, не перестараться. Важно не количество, а регулярность.

— в какой сфере вы видите возможности проявления способностей вашего малыша. Если нет четких предпочтений, то можно комплексно. Что такое комплексно? Возьмите чистый лист бумаги. Нарисуйте круг в центре ваш ребенок, напишите его имя и всё, что вокруг разделите все блага, которые вы хотели бы в его жизни (здоровье, увлечения, семья, друзья, школа и будущая профессия, собственное дело и т.д.). Затем детализируйте, например, школа (учиться на отлично, закончить школу с золотой медалью, поступить в университет на бюджет и т.д.). Пусть будет смешно, даже порой будет казаться невозможно, но эта первая картинка вам поможет выстроить некую карту и траекторию жизни. Безусловно, тысячу раз поменяется и скорректируется. Можно пойти самым простым путем, комплексно – значит интеллектуальное (мозги), физическое (тело) и эмоциональное (духовность) развитие.

В-третьих, обучение – это результат. Не надо имитировать какую либо активность, если она не дает результат. А что такое результат? Если не понятно, зачем что-то делать, не будет результата. Поэтому сначала отвечаем на вопрос надо или не надо. Если надо, то планируем время и действия, которые приведут к результату. Понятие результат всегда связан с определенным сроком, конкретным число. Например, в июне по окончанию курсов по подготовке к школе – мой ребенок готов к школе. Его готовность определяется следующим: он самостоятелен, у него высокий познавательный интерес, развита речь, умеет работать в группе и т.д.

Практика обучения дошкольников говорит о том, что развитая интеллектуальная сфера ребенка является фундаментом будущего успеха в школе. Из сферы развития интеллекта нам хочется особо выделить пять обязательных сфер: речь, мышление, внимание, память и мелкая моторика рук. Появился интернет, и изменились требования к человеку. Человек в изменяющемся мире должен быть готов ответить на вызовы времени. Задача взрослых создать условия для этого, достойно подготовить, по сути не только к школе, но и к жизни.

Успехов вам!

С уважением, к родителям и детям, Лариса Викторовна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Инновационный центр IQ

Заполните форму обратного звонка и мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять