Часто учителя говорят, что работа учителем в школе отличается, как небо и земля от того, чему нас учили в университет. И в жизни точно так, есть множество исследований о школьном возрасте, о формах и методах обучения, что лучше, почему и как надо эффективно учить. Более того, государство выделяет значительные средства для исследований. Как говорится, а воз и ныне там.
Что происходит, почему так? Основными субъектами образования являются ребенок, учитель и родитель. Осведомленность в вопросах развития и обучения ребенка получается только за педагогом. Ребенок непосредственный участник образовательного процесса, он делает, что ему скажут. Родитель по своей сути является основным ответственным лицом за результат обучения и развития своего ребенка. Получается только родитель не знает, что и как. Он лишь догадывается, интуитивно предполагает, как растить и обучать ребенка, в его арсенале только его личный опыт из своей семьи и наблюдений из других случаев. Отсюда такая, мягко говоря, получается противоречивая ситуация.
Перебрав много литературы, научных источников, сегодня мы бы хотели с глубоким уважением представить статью Давида Иосифовича Фельдштейна «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития».
Дорогие родители давайте познакомимся. Д.И. Фельдштейн, крупнейший советский и российский ученый, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, эксперт в области психологии детства и его взросления. Его исследования фундаментальны, многогранны, полны и объективны. Бесконечно можно писать о достижениях и вкладе Давыда Иосифовича, но одно омрачает, его уже нет с нами. До сих пор, написанное им актуально, свежо и интересно!
Наша же статья это краткий конспект глубоко и многогранно исследованного Д.И. Фельдштейном феномена изменяющегося детства. Надеемся, что наша статья поможет родителям разобраться, кто он современный ребенок. Обязательно дочитайте статью до конца. Данная статья несет исключительно просветительский характер для родителей.
Прошу обратить внимание на название статьи, начало, скорее всего, по звучанию скучновато. Однако, самые главные слова звучат следующие ребенок изменился, современный дошкольник и школьник сейчас другие, что происходит с ними, что делать взрослым, как успеть за ними и многие актуальнейшие темы поднимает Давыд Иосифович в своей статье.
Что интересно для родителей. Раньше ребенок развивался в условиях конкретного социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, то есть всегда был при четкой привязанности к конкретному взрослому.
Сегодня ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из интернета.
Информацию, которую получает ребенок, часто перекрывает знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано, вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития.
Все это объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка.
Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев – повышенную агрессивность снижение контроля детей за собственным поведением и формирующие зависимость.
Однако следует признать, что в целом мы все еще плохо знаем социальную ситуацию функционирования и новые характеристики процесса развития современного ребенка.
В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности.
Д.И. Фельдштейн, выделяет реальные изменения современного ребенка.
Во-первых, исследования говорят, что резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Научные исследования показываю о снижении линейного визуального мышления у дошкольников, развитие дивиргентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого».
Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ в. это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей.
Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
В-пятых, обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника – является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными нашей академии.
В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Так, по данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед гаджетами. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую и читать: понимая от-дельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Материалы наших исследований показывают, что тревожность у 12-15 – летних детей вышла на второе место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.
В-девятых, все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. Причем во всех этапах онтогенеза возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.
В-десятых, несмотря на продолжающееся морфофункциональное созревание нейронного аппарата коры головного мозга в связи с нейроэндокринными сдвигами полового созревания, у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости.
В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.
В-двенадцатых, в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10-15%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. А приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции.
В-тринадцатых, имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%, а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.
В то же время, в-четырнадцатых, все увеличивающуюся категорию составляют одаренные дети, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.
В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.
В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.
Современный человек сотворил этот инструмент, открывший границы нового социокультурного пространства. И здесь на первый план выходит проблема поиска путей, возможностей использования интернета и телевидения, формирования культуры отношения к ним. Ведь интернет на самом деле представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое невозможно проконтролировать, со своими способами научения, внушения, предпочтения.
Наша с вами задача не в том, чтобы клеймить шоуменов, продюсеров, телевидение в целом, а в том, чтобы выявить пути, возможности построения системы взаимодействия с этим мощным средством. Ведь общепонятно, что современный ребенок немыслим без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного, сотового телефона и интернета. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их.
В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. По мере того как электронные медиа размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью. Дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы «ниоткуда».
Возникает проблема изучения не только содержания программ, особенностей их присвоения детьми, но и воздействия скоростей, ритмов телевидения на психическое, психофизиологическое развитие ребенка.
При этом нам важно самим четко определиться – к чему мы стремимся готовить ребенка – к конкуренции, власти, деньгам? Или к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека?
Это не просто наша с вами задача – это наша ответственность. Решать вам, дорогие родители. Потому что только вы единолично желаете и хотите персонально для своего ребенка счастья, здоровья, успехов. Как банально это не звучало бы. Любой педагог как бы хорошо и благосклонно не взаимодействовал с вами и с вашим ребенком, он желает того, что вы желаете своему с одним лишь исключением, он желает, что бы все получилось группе детей. И это кардинальное различие.
Успехов вам! Я всегда рядом. Задавайте вопросы.
С уважением, Лариса Викторовна