Недавно встретилась со своей знакомой, давно не виделись, оказывается, у нее появился малыш, разница между детьми 16 лет. Это такое чудо! Разговорились, малышу уже 4 года. Как быстротечно время. Разошлись на словах: время – другое, дети – другие. Не могу забыть её слова, как ей страшно, «боязно» отдавать ребенка в детский сад, а потом еще в школу. Что случилось за это время? Почему многие родители устремились в детские центры — дань времени или стало модным развивать ребенка?
Мир меняется, школе – трудно, она не успевает за изменениями. Родителям понятно, что здесь что-то не так: задают много домашнего задания, есть интернет, который помогает и одновременно вредит. Ребенок с первого класса не успевает, не понимает, приходится часами сидеть и вместе выполнять домашнее задание. И вообще – что происходит?!
Статья помогает разобраться, почему нужно обратить внимание на чтение в самом начале, какие ошибки возможно избежать, какие техники помогут. В своих взглядах мы придерживаемся научного подхода и безмерно благодарны за понимание, что в одной статье показать все стороны не получится.
Чтение сложный процесс, связанный со знаковой системой и работой мозга. Все, что здесь написано, выстроено на основе анализа научных трудов по детской психологии, формированию речи и мышления, основ психолингвистики, механизмов чтения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии и многих других ученых. Вам придется потерпеть, когда буду использовать научные понятия, постаралась «разжевать», чтобы было понятно.
Ценность статьи в том, что мы делимся практическими находками алгоритма правильного чтения. Останавливаемся на частых ошибках родителей, рекомендуем, как сделать лучше, легче и веселее.
Прочитав статью, если у вас появится мысль о том, что, стратегически важным умением для будущих школьных успехов ребенка, для быстрого и качественного выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала является правильное обучение чтению ещё в дошкольном возрасте, то будем считать, что дело сделано.
В новой системе образования есть решение. Сегодня известны техники работы с текстами, формирования навыка скоростного и качественного чтения, работы с большим объемом информации, умение запоминать большое количество информации, которые являются ключевыми, не только для школьника, но и как необходимое умение для взрослого человека.
Чтение становится базовым навыком XXI века. Действительно, развитая интеллектуальная сфера является ключом к секретам будущей жизни. Самый благоприятный возраст для этого дошкольный, а конкретно для обучения чтению 5-7 лет, когда сформирована речь, ребенок умеет выражать свои мысли, развиты внимание и память. Интересный факт для дошкольного возраста, память человека развивается до 7 лет и с этим багажом мы идем во взрослую жизнь. Вторая граница, когда еще можно догнать — 12 лет, а дальше конфликты, недовольства и неуверенность.
Процесс обучения чтению, связан с работой головного мозга и имеет многокомпонентное и многоуровневое строение. Не углубляясь, отметим, что, для чтения необходимо взаимодействие зрительного, речевого, двигательного, слухового восприятия.
Процесс чтения включает архитектурную (те части, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать текст) и смысловую (те части, которые помогают понимать прочитанное) стороны.
Архитектурная сторона составляет ряд взаимосвязанных компонентов: восприятие глазами букв, определение и воспроизведение звуков, звуко-буквенный анализ, мелкую моторику рук, удержание получаемой информации в оперативной памяти, воспроизведение, движение глаз при чтении. Бывает прогрессивное чтение, при котором движение глаз должно быть слева направо. Встречается регрессивное чтение, когда глаза время от времени двигаются справа налево. Регрессивное чтение затрудняет процесс чтения на всех этапах его формирования.
Алгоритм чтения состоит из следующего. Сначала ребенок узнает буквы, различает буквы и звуки. Знакомству с буквами предшествует работа, направленная на формирование у ребенка умения слышать и слушать речь.
Для легкого и быстрого узнавания звуков нужно развивать фонематическое восприятие – это способность слышать и различать звуки. Фонематическое восприятие в дальнейшем пригодится, для понимания звукового состава слога и слов устной речи.
При обучении буквам, нужно помнить о главной ошибке родителей. Буквы учим только в соответствии с их звуком. Например, буква «П» — «пэ», а звук «п»; буква «М» — «эм», а звук «м» и т.д. Иначе, не избежать искажения, например, слово «пар», будет прочитано как «пэар». Будьте внимательны, период обучения, когда ребенок узнает буквы, является ответственным для формирования навыка правильного чтения.
Что нужно делать для того, чтобы ребенок слышал звуки? Нужно поработать руками. Ученые определяют прямую связь мелкой моторики рук и развития навыков чтения. Поскольку проекция руки в коре головного мозга находится рядом с речевой зоной, они связаны.
Несколько упражнений из нашей практики. Для легкого запоминания букв, можно пофантазировать, на что похожа буква – выложить букву из счетных палочек, выщипывать из бумаги, вырезать, можно дорисовать недостающий элемент, раскрашивать, искать буквы среди незнакомых букв и символов.
Звуковые игры вызовут интерес и сформируют умение слышать звук вначале, в середине, в конце слова. Благоприятными для этого являются составление слова с изученным звуком, доскажи слово, лед – трава, игра наши имена, загадки, скороговорки, считалки, веселые стихи, пословицы и поговорки. Вот их сколько!
Далее процесс обучения чтению связан со слиянием букв в слоги. Сначала сочетания «гласное-согласное» (например, А-М, У-М, О-М), как правило, ребенку это удается легко прочитать. Но более сложным моментом вначале обучения является умение соединять «согласное-гласное». Существует масса методик, мы рекомендуем методику магнита. Когда магнитом является гласная буква (например, буква «А»), к нему притягивается согласная (например, буква «М»). При слиянии буквы «М» и буквы «А», которые находятся на расстоянии друг от друга (М……….А). Звук «А» стоит на месте соединяем звук «М» ребенку нужно «промычать», звуковоспроизведение следующее «ММММММА». Движение руки и глаз должно быть слева направо. Следующий шаг, расстояние между буквами «М» и «А» уменьшаем (М….А). Ребенок обратно соединяет и «мычит» и получается «МММА». Наконец, когда буквы находятся рядом «МА» ребенок может сразу соединить и сказать в «ма», чаще всего для этого нужно время. Неприемлемым является механическое слияние. Например, скажи как будет вместе МА. Далее постепенно, ребенок учится безошибочно читать слоги, слова. На этом этапе ребенок должен слышать звуки, уже разбираться и узнавать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие буквы. Четко различать, что такое буква и звук.
Важным этапом является формирование понятия, что такое предложение, состав и виды предложений. Предложения суммируются в небольшие рассказы и тексты.
Так вот он секрет! Получается, что основой правильного обучения чтению малыша является то, как он воспринимает буквы на слух, различает глазами и руками. То есть они (органы чувств) влияют на точность и объем, а в будущем и на скорость восприятия текста.
Частый вопрос из практики. Одна мама говорит, для меня главное, чтобы ребенок понимал прочитанное. И она права, в принципе для этого мы учим читать. Так каков же механизм понимания читаемого? Во-первых, основой является речь обучаемого, его богатство, кругозор и опыт.
Во-вторых, быстрота и точность понимания текста зависит от характера овладения ритмико-интонационными компонентами словесной речи. То есть от того, как говорит ребенок, поставлена ли у него речь, зависит усвоение смысла рассказа, группировка слов оказывается случайной и трудно воспринимаемой. Вот почему у обучаемого должны быть развитая речь, лучше, когда все буквы он слышит и произносит правильно. Взрослый следит за собой и ребенком, при дефектах поможет логопед. Иначе, искажение в звуковоспроизведение будет мешать понимать текст.
Далее, в-третьих, формируется умение устанавливать причинно-следственные и логико-смысловые связи прочитанного. Важное значение для понимания текста имеет стратегия чтения, базой которого является сукцессивность и симультантность процессов восприятия. Как правило, при традиционном обучении чтению используется сукцессивный способ формирование умения последовательного восприятия информации, то есть последовательность событий и явлений. Как правило, он используется в школьной программе с 1 класса до окончания школы.
Мы, рекомендуем при обучении чтению обратить внимание на сукцессивный способ — это одномоментное восприятие информации, когда обучаемый «схватывает» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Практика показывает, что при движении к высокой степени сукцессивности если будут в основе использованы методики формирования периферического зрения, сканирующего зрения, развития памяти, то ценность данного этапа для анализа, воспроизведения полноты, скорости и точности текста возрастает в разы.
В конце отметим, очень важно, чтобы ребенок учился читать с интересом – когда любопытно, а что сегодня, то есть разнообразие заданий и упражнений должно быть исчерпывающим. Не забываем, что время занятий 15-30 минут для (5 лет), 20-40 минут (для 6 лет) и без фанатизма, не обязательно выполнять все задания разом.
Самое главное, когда легко и приятно учиться читать? Когда всё понятно, легко и всё получается. В соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, а также условиями, которые создали взрослые.
Итак, что надо знать родителю. Быть внимательным на этапе обучения ребенка чтению от этого зависит его будущее. Есть два варианта научить читать. Первый — обычный традиционный способ. Он испытан временем, дает хорошие и качественные результаты. Второй. Программы по чтению, которые плюсом дают задания на развитие интеллектуальных способностей. Например, в нашем детском центре программа называется «Подготовка к школе. Правильное чтение». Чем отличаются варианты? Одним – во втором случае, упор делается на развитие интеллектуальной сферы (восприятие, память, внимание, мелкую моторику и речь) как основы будущих успехов в школе.
Мир стремительно меняется, сегодня первоклашки отличаются от подростков. Узнать новое – не проблема, что делать с ней – вот в чем вопрос. Как не заблудиться в этом информационном потоке, как остаться человеком и прожить счастливую жизнь.
Практика показывает, что обучение чтению и базовые навыки чтения напрямую влияют на быструю и качественную работу с информацией, что, безусловно, пригодится в старших классах и является основным критерием конкурентоспособности специалиста XXI века.
Успехов вам! Если возникли вопросы, задавайте!
С уважением, Лариса Викторовна.