Если вы что-то не любите, например, шить, готовить еду, помидоры, мыть посуду, и вы должны полюбить. Представьте себе, что вы полюбили! Согласитесь, нелегко. Чаще всего, для этого нужно время, а иногда много времени. А еще, если это надо делать каждый день и это рутина. Многие любят готовить, когда вдохновение. Но каждый день, в любом случае приедается, даже для профессионалов.
Так же с чтением. Не нравится, не люблю, не хочу и не буду! Полюбить читать — это трудно. Но без этого никуда, особенно сегодня.
Три правдивых тезиса про человека
На самом деле, человек рожден для счастья. Часто счастье понимается как получение удовольствия, от доступности и частоты человеку становится скучно. Счастье сугубо индивидуальное понятие, у каждого свое. Счастье – миг, цель, результат, бесконечная цепочка впечатлений – каждый решает сам. Каждый хочет быть счастливым, значит, в этом есть смысл.
Человек – ленив, по своей природе. Ему лень что-либо делать, из-за лени много, что придумано (калькулятор, телефон, дистанционное управление и т.д.). Человеку лень учиться и это правда. Но поскольку мозг любопытен, пытлив, некоторые поддаются этому и начинают искать новое, а значит изучать, исследовать и находить.
Человеку – обучение дается трудно. Это всем. Однако, кому увлекательно оно получается, довольно часто дается через какое-то преодоление. Либо характер, говорят спортивный. Азарт – я лучший, первый, умный – могут повлиять на обучение. Если у меня не получается риторический вопрос: я могу или я должен (ради кого-то, ради себя).
Что надо знать о чтении и как сделать, чтобы им заниматься легко, быстро и с максимальной пользой.
Первое, чтение – сложный процесс, связанный со знаковой системой и работой головного мозга, имеющее многокомпонентное и многоуровневое строение.
Второе, сегодня известны техники быстрого чтения, направленные на определенную цель, которые выстраиваются по определенной стратегии.
Третье, этому можно и нужно научиться всем, кто хочет обеспечить себя работой в XXI веке. Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента Высшей школы экономики на вопрос: «Какие навыки нужно иметь, чтобы обеспечить себе трудоспособность в XXI веке?», отвечает «Когнитивная гибкость как способность человека удерживать в сознании разнородную информацию и при этом оперировать ими».
Что надо делать, чтобы полюбить читать?
- Если брать самое начало, дошкольный возраст. Надо детям читать сказки. Это не риторическое повествование. Это правда. Восхищаться книгой, ходить в библиотеку и книжный магазин, радоваться приобретению книги, делиться впечатлениями. Роль родителей проста, но ответственна – быть примером.
- Младший школьный возраст – читать вместе. Много для этого времени не нужно, каждый день по 15 минут, вечером, когда вам удобно. Спланируете это время. Это самые важные 15 минут в жизни ребенка, формируется навык чтения, он должен стать пожизненным. Обязательно, поинтересуетесь, о том, что он прочитал.
- Школьный возраст (11-14 лет) – самый непонятный, что делать, относительно чтения. В это время ребенку кажется, что ему неинтересно читать, информацию он получает из других доступных источников. Это нормально. Важно с кем делится впечатлением. Поэтому взрослый должен встать в позицию значимого человека для него, друга, который интересуется его жизнью, взрослому интересна жизнь подростка. Панибратство не допускается, ребенок должен знать меру и разницу в ролях. Родитель – безусловный пример для подростка, знает много, может аргументировать из источников, уважает мнение подростка, умеет слушать ребенка, доверяет ему. Следите за своей речью.
- В 11-14 лет рекомендуем посещать курсы скорочтения. На скорочтении по нашей программе стоит 3 задачи: первое, оно же главное – научить ребенка пониманию текста с первого предъявления, второе – помочь полюбить читать и третье, как следствие, освоение навыками скоростного чтения. Для этого возраста мы предлагаем 11 техник.
- Старший школьный возраст. Здесь проще, потому что ребенок уже может прогнозировать свое будущее, а значит ставить цели. Взрослым надо помочь ему сориентироваться, как он может добыть, исследовать информацию, найти ответ быстро, точно и качественно.
Стратегия выстраивается на основе освоения техник скоростного чтения. Сначала должна быть ясна цель чтения: понять общий смысл или точно воспроизвести текст (50-100%), выучить стихи или запомнить информацию, сделать быстро д/з, приготовиться к контрольной, экзамену. Подбор техник индивидуальный, исходя из задач. Плюсом к 11 техникам для подростка, еще плюс 11.
Дорогие родители, помните, чтобы ребенок полюбил читать, от родителей нужно немного время, которое вы можете спланировать. Ваша включенность в процесс полюбить читать сообща, ничего для ребенка интереснее нет чем, что-то делать вместе с родителями! Всегда знайте, что вы – пример. Иногда стоит самому начать увлеченно читать и ребенок сам придет к вам. Это простое правило работает лучше всего.
Успехов вам! Если нужна помощь специалиста, обращайтесь!
С уважением, Лариса Викторовна