Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы, которые задают родители нам по обучению ребенка чтению.
1. Что нужно знать ребенку, чтобы научиться читать
Специальных знаний для того, чтобы ребенок научился читать не нужно. Важно, чтобы ребенок был здоров. Лучший возраст для обучения 5-7 лет тогда когда у него достаточно развита речь, что связано с развитием головного мозга. Начинать нужно в благоприятный период в режиме дня ребенка, когда он эмоционально активен, бодр и весел
2. Сколько времени понадобиться, чтобы ребенок зачитал?
Извечный вопрос от родителей. Родитель всегда хочет, чтобы был быстрее результат. За кажущейся простотой при чтении, каждый умеет читать, всё равно научиться. Есть много секретов для постановки правильного чтения.
Как в любом деле вам нужно понимать, для чего нужно научить читать в дошкольном возрасте: требования школы, в которую идет ребенок в 1 класс; часть подготовки к школе; ему пригодится в школе; гордость за ребенка
Если это требования школы, нужно уточнить критерии отбора, сколько и как ребенок должен читать. Неплохой подход, если рассматривать обучение чтению как часть подготовки к школе. В этом случае, плюсом к процессу чтения имеет место быть формирование печатного письма, постановка руки к письму, развитие речи и мышления. Позиция родителя о том, что пригодится в школе, может рассматриваться как благоприятная в случае, когда родитель понимает фундаментальность чтения как будущую грамотность, любовь к чтению, основу для основных и устных школьных предметов. Любой родитель хочет гордиться своим ребенком и это правильно. Однако, амбиции родителя чаще мешают, поскольку столкновение двух задач приводит к противоречивой ситуации.
3. Сможет ли мой ребенок научиться читать, он гиперактивен.
Частый вопрос, особенно в последнее время от родителей. Во-первых, гиперактивность определяют специалисты, но это слово прижилось в быту и часто употребляется родителями. Часто данное понятие путается с рассредоточенностью внимания у ребенка, на что влияет информационная атака в виде реклам, современных мультфильмов, использование гаджетов. Таким образом, если у вас нет диагноза гиперактивность, то возможность научить ребенка читать высокая. При гиперактивности сегодня известно достаточно методик, чтобы добиться хороших результатов при обучении чтению.
4. Что должен знать и делать родитель
- Определить кто будет учить ребенка читать — сам родитель или педагог. Где это будет в детском центре или дома.
- Найти лучший центр и педагога, который подходит вам.
- Удобно организовать пространство и время для ребенка.
- Для лучшего результата надо отрегулировать частоту занятий (2-3 раза в неделю, также не забывайте, что ребенку нужен отдых от учебного труда). Нерегулярность и давление навредят ребенку и в целом процессу обучения.
- Самое главное — поддержка и терпение
5. Если родитель, он не педагог, решит обучать сможет ли он?
Конечно, сможет. В этом случае позиция родителя приветствуется, его активность и устремленность на создание более комфортных условий. Он отвечает за весь процесс и это здорово. Поэтому сначала нужно подготовиться самому, лучше обучиться. Однако, сейчас существует множество обучающих курсов, отдельных занятий. Что важно при выборе этих курсов – квалификация, кто разработал и лучше брать целым комплексом. Всегда важно, к какому учителю пойдет ваш ребенок в 1 классе, по этому же принципу важна квалификация кто вас будет учить. Комплексность, доступность и простота — главные критерии вашего обучения. Комплекс, в который всё включено и материалы для родителя, и для ребенка от одного разработчика, важно. Если наглядно, такой пример, езда на машине с колесами разной высоты и ширины. Вроде бы едешь, но неудобно и сильно не разгонишься.
6. Я не учитель, меня не слушается мой ребенок, я не русская и у меня акцент, смогу ли я помочь ребенку?
На практике такие случаи встречаются часто. В помощи и поддержке ребенка при обучении позиция родителя — умею или не умею, слушается или нет — отношения не имеет. Позиция родителя-наблюдателя находится в зоне отношений «родитель-ребёнок». Будет легче если родитель, все-таки возьмет на себя ответственность за обучение ребенка. Дело даже не в ответственности, а в том, что в данном возрасте для ребенка родители — самые близкие люди, важными являются слова поддержки, а уж куда важнее, если что-то делать вместе. Подумайте над этой мыслью.
Если вы не справляетесь, то конечно к специалистам. В любом случае, результат будет зависеть от того, насколько правильно выстроены отношения «родитель-ребенок». Однако, помните о гиперопеке, которая влияет на развитие самостоятельного и уверенного человека.
7. Какую методику лучше использовать?
Методику звукового чтения. Поскольку при чтении звук является основой для чтения. Навыки звуко-буквенного анализа является базой будущей грамотности и влияют на школьные успехи. Безусловно, нужно различать букву – как символ, при помощи которого он узнает букву и воспроизводит звук.
8. Какие учебные материалы нужны?
Материалов по обучению чтению сегодня в открытом доступе переизбыток. Лучше использовать материалы, собранные в комплексе. Как говорится от А до Я, с нулевого уровня, даже если ребенок знает буквы. Стандартная система обучения чтению включает: знакомство с буквами и звуками, соединение их в слоги, слова в 3 буквы, в 4 буквы, предложения из 2-3 слов, предложения из 3-4 слов, чтение небольших рассказов. Использование такого содержания доказана временем и приносит хорошие результаты.
Сегодня, в информационное время, плюсом вашего выбора будут учебные материалы, которые не только обучают чтению, но и формируют правильную речь, развивают внимание, память и в целом мышление. Такие материалы включают задания на артикуляцию, правильное звукопроизношение, развитие зрительного восприятия, полное, детальное и точное восприятие, развитие памяти, понимание текста.
Если учебные материалы разработаны таким образом, что включают материалы для обучения чтению, которые развивают внимание, память, восприятие (зрительное и слуховое), которые ведут к пониманию текста с первого предъявления, то их, необходимо приобрести и использовать при обучении чтению за явным их преимуществом.
9. Кто будет учить читать?
При обучении чтению дошкольника, безусловно, это важный вопрос. Поэтому смотрим на квалификацию, изучаем всю информацию по педагогу. Если возможно, можно записаться на пробное занятие. И выбрать лучшего педагога для вашего ребенка.
При обучении ребенка самостоятельно родителем. Надо подготовиться, лучше пройти квалифицированное и в тоже время простое, доступное обучение. Выбор за курсом такой же как выбрать педагога для своего ребенка: квалификация, опыт, информация, пробные занятия или материалы.
10. Какой и когда ожидать результат
Обычно здесь педагоги отвечают, что все индивидуально. Конечно, они правы. Мы ответим на вопрос, приведя наглядный пример.
Самое главное – правильный подход. Чтение – это фундамент для всего обучения в школе, основная часть родителей с этим согласны. Закладка фундамента при строительстве – это самая главная часть архитектуры. Пример из жизни, мой муж как-то начал строительство гаража. Со строителями они сделали разметки, натянули веревку, чтобы не потерять линию и размеры. В этот момент ему нужно было срочно уехать по делам. Строителям оставалась самая малость. Выкопать яму и залить цементом, однако они на 1 см. ушли во внутрь. Вроде бы ерунда, никто и не заметил сначала. Но эта маленькая оплошность сыграла роль на все детали строительства: крыша, ворота, стены. А это переделка и денежные затраты.
Ровно так же в обучении чтению, правильный и грамотный подход, то, как вы сами подготовитесь, от этого зависит результат.
Ребенок – это истина. Вы, наверное, замечали, что дети практически не врут, им сложно это делать. Они говорят как есть, они таковы, какие есть. Нет не способных детей. Помните, что счастье и успех в жизни ребенка, во многом определяется правильным подходом и действиями родителей.
Если цифрами, то только из нашей практики, первые результаты мы видим через неделю. Наши дети начинают через 2 месяца.
С уважением к родителям и детям, Лариса Викторовна