Нужно учить читать лучше. Вопрос, на который нужно ответить: что значит хорошее чтение для вас — чтобы не отстал от одноклассников, учитель в школе говорит, от чтения зависит всё, я бы хотела, чтобы быстрее читал, понимал текст, ребёнок не хочет читать.
Давайте запросы от родителей, которые написаны выше, поделим на конкретные цели и причины возникновения этих болей:
- школьные требования (учитель в школе говорит);
- тревога родителей, чтобы не отстал от одноклассников;
- понимание родителей, что от чтения зависит будущая учеба в школе;
- личностные, касаемо ребенка (чтобы быстрее читал, понимал текст);
- мотивационные (ребёнок не хочет читать).
Первые две задачи, можно решить самим двумя вариантами. Лучший вариант, тогда, когда родитель и ребёнок вместе читают каждый вечер по 10 мин. всё, что интересно. Лучше начинать с легких текстов для ребенка, чтобы ему было легче понимать и воспроизводить текст. Если совсем плачевная ситуация можно начинать со сказок, только не смейтесь над ребёнком, поскольку мы работаем, специалисты говорят в зоне актуального развития, то есть то, что легко дается и знакомо. Далее можно усложнять материал. Худший вариант – родитель контролирует, ребенок рядом сидит и читает по 10 мин. каждый вечер. Тоже будет результат. Однако, он может повлиять на общий мотивационный фон.
Третий и четвертый проблемы решать лучше со специалистами, но не с репетиторами. Эти проблемы связаны с количественными и качественными сторонами чтения, выше нормы и по возможности максимальные на данный период времени. Личностными характеристиками относительно развитости внимания, памяти, речи и мышления. В данных случаях, необходимо подключить приемы и техники развития скорочтения.
Вы, наверное, заметили, что скорочтение не панацея и не цель к чему нужно двигаться. Поскольку быстро можно научить читать более жесткими требованиями, которые раскрыты при решении первых двух задач.
Что важно – при правильном выбранном курсе скорочтения ребенок должен приобрести навыки работы с большим объемом информации, то есть научиться видеть всю картину, воспринимать полный текст, то есть всё, что находится на странице, которую читает ребенок. При этом концентрация и переключаемость внимания должны быть сформированы на хорошем качественном уровне. Безусловно, речь и мышление развиты, поскольку логика воспроизведения информации являются показателями понимания текста с первого предъявления.
Тема мотивационного характера – ребёнок не хочет читать, однозначно, обращаться к специалистам. Это довольно сложное поле, необходимо выяснить причины снижения мотивации и восполнить весь комплекс, либо поработать на частями. Смотрите предыдущую статью в нашем исполнении.
С уважением, Лариса Викторовна